Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Магаданский политехнический техникум"

Заключение о результатах исследования профориентационной направленности и личностной мотивации к обучению

Добавлено: 20 января 2020 17:07
3305 просмотров |

Заключение

о результатах исследования профориентационной направленности и личностной мотивации к обучению.

  В декабре 2019 года в рамках чемпионата профессионального мастерства «Молодые профессионалы» педагогом-психологом ГБПОУ МПТ было проведено исследование профориентационной направленности и личностной мотивации к обучению у учащихся 6-11 классов средних образовательных школ и средних профессиональных образовательных учреждений города Магадана и районов Магаданской области.

Исследование проводилось методами не стандартизированного опроса и психологического тестирования с использованием бланковой формы на универсальной психодиагностической системе «Мультипсихометр» по средствам тестовой батареи, состоящей из стандартизированных, валидных и апробированных методик:

  1. опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда;
  2. дифференциально-диагностический опросник ДДО-М Климова.

Проведение психологической диагностики строилось на принципе добровольного согласия и личностной заинтересованности в получении результатов тестирования.

В исследовании приняли участие 263 подростка из 14 учебных заведений города Магадана и Магаданской области: МБОУ «СОШ №7», МАОУ «Гимназия №13», МАОУ «СОШ с УИОП № 14», МБОУ «СОШ № 15», МАОУ «Гимназия (Английская) № 17», МАОУ «СОШ № 18», МАОУ «СОШ     № 21», МАОУ «Гимназия № 24», МАОУ «СОШ № 29», МАОУ «Гимназия       № 30», МКОУ «СОШ п. Армань», МКОУ «СОШ п. Ола», МОГАПОУ «Горно-строительный колледж», ГБПОУ МПТ.

 Полученные данные подвергались как количественному, так и качественному анализу с точки зрения однородности интересов личности и их дифференцированности, что особенно важно ориентируясь на презентацию ГБПОУ МПТ в предстоящем периоде приема нового набора студентов.   

Лишь высокий уровень соответствия между личностными характерологическими особенностями подростка и выбранным им направлением обучения и конкретной специальности, позволит молодому человеку успешно освоить учебную программу и курс дисциплин, стать профессионалом высокого уровня и реализоваться в трудовой деятельности, выполняя ежедневную многочасовую работу с радостью и удовлетворением.

Если низкая однородность интересов личности обуславливает лишь отсутствие удовлетворения в профессии и отражает эмоционально отрицательную реакцию от конкретной деятельности, то без достаточного уровня дифференцированности интересов, человек полностью не способен выбрать сферу приложения своих способностей, так как не осознает свои предпочтения. Даже составление примерного списка интересующих профессий становится непосильной для него задачей.

Приведенная ниже таблица наглядно демонстрирует распределение школ по количеству учащихся, прошедших психологическую диагностику, со слабой дифференцированностью интересов личности.

 

№ п.п.

Образовательное учреждение

Кол-во учащихся со слабой дифференцированностью интересов личности (%)

1

МКОУ «СОШ п. Ола»

100

2

МАОУ «Гимназия (Английская) № 17»

72,2

3

МКОУ «СОШ п. Армань»

70

4

МАОУ «Гимназия № 30»

65,6

5

МАОУ «СОШ № 29»

63

6

МБОУ «СОШ №7»

60

7

МАОУ «СОШ с УИОП № 14»

59,3

8

МАОУ «Гимназия № 24»

57,5

9

МАОУ «СОШ № 21»,

52,3

10

МАОУ «Гимназия №13»

52

11

МАОУ «СОШ № 18»

46

 

Качественный анализ полученных данных позволяет проследить корреляцию между инновационным уровнем учебного заведения и уровнем дифференцированности интересов личности. Чем более «успешна» школа и предположительно высок уровень даваемых в ней знаний, тем менее дифференцированы интересы учащихся в ней детей. Полученные данные требуют дальнейшего изучения, но дают основания полагать недостаточность профориентационной работы в инновационных образовательных учреждениях при высокой необходимости в ней у самих учащихся.

Данная зависимость прослеживается лишь в средних образовательных учреждениях города Магадана. Количество имеющихся данных по школам Магаданской области не позволяет сделать достоверные выводы.

Однако, необходимо отметить крайне низкий уровень личностной мотивации и дифференциации интересов (менее 70 %) у учащихся школ двух районов Магаданской области, прошедших добровольное психодиагностическое исследование: п. Ола и п. Армань.

Данный уровень исследуемого показателя позволяет свидетельствовать о выраженной недостаточности в районах областного цента учебных программ, направленных на профориентационную работу, значимость и роль которой невозможно переоценить.

Несостоятельность проводимой работы в школах города и области по профориентации учащихся подтверждается полученными данными психологического исследования дифференцированности интересов личности у студентов МОГАПОУ «Горно-строительного колледжа» и ГБПОУ МПТ, уровень которой составляет лишь 39 % и 35 % соответственно, что свидетельствует об осознанном профессиональном выборе лишь трети студентов.

 Таким образом, причиной несформированности личностного самоопределения, как ведущего мотива юношеского возраста, может является недостаточная профориентационная работа в течении всего периода взросления личности, отсутствие планомерной деятельности в учебных заведениях начального (детские сады) и среднего звена (средние образовательные школы) по популяризации профессий различного уровня и сфер приложения компетенций, диагностики личностных качеств обучающихся, формальном характере профилирования учебного процесса в старших классах школ.

Профориентационную работу на уровне звена школьных образовательных программ на настоящий момент можно считать недостаточной и малоэффективной. Необходима планомерная всесторонняя профориентационная работа с учащимися по формированию необходимого уровня личностной и профессиональной компетентности.


Поделиться: